На конкурс
«Ариэльцы из сорок первого» - это книга, которую я написал в 2011году, к семидесятилетию начала Великой Отечественной войны. Из названия книги понятно, что она о ветеранах-фронтовиках из города Ариэль.
Однако в одном из очерков рассказывается о женщине, никакого отношения к Ариэлю не имевшей, никогда в этом городе не бывавшей.
Имя этой женщины Ася Вольгендлер. Она из Нетании.
Рассказ о ней, названный «Чудом избежавшая смерти», начинается так: «Ася Исаковна Вольгендлер присутствует в этой книге как бы по блату…»
И с чего бы это? Как так получилось?
А получилось это потому, что уцелевшая в те кошмарные годы Ася Исаковна была одной из героинь первого моего сборника о ветеранах войны. Он назывался «Всем смертям назло» и был издан к 50-летию Победы в узбекском городе Навои в 1995 году.
Очерк о ней – один из самых жутких в книге. Война застала Асю в Одессе, оставленной советскими войсками в октябре 1941 года. По чистой случайности её не было дома в момент, когда фашисты согнали большую группу евреев в одну из школ и подожгли здание вместе с людьми. Мама и брат Аси сгорели там заживо. Сама она оказалась в гетто, откуда ежедневно уводили тысячи людей без возврата. Эта участь ждала и её. Ей помогли бежать. Она обралась до ближайшей деревни, но и тут смерть ждала её на каждом шагу.
Случилось чудо. Незнакомая женщина Надежда Мельниченко отдала ей свою метрику.
С этой метрикой Ася (теперь уже Надя) была поймана и отправлена в Германию. С нашивкой «Ост» в полосатом арестантском платье, постоянно голодная, работала она по двенадцать часов в сутки на военном заводе возле города Галле.
Был случай, когда она не сразу откликнулась на имя Надя, и это могло стоить ей жизни. Пронесло…
С двумя другими девушками Ася-Надя вновь попыталась бежать. Подруг застрелили. А её ранили в руку, жестоко избили и отправили в концлагерь. (Я видел след раны на её руке, чуть выше локтя).
В лагере она пробыла до конца войны. Пленных партиями расстреливали каждую ночь. Ася оказалась в последней такой группе. Их повели к оврагу. И…
И опять случилось чудо – в этот момент в лагерь ворвались американские войска.
После войны Ася Вольгендлер оказалась в СССР, в знаменитом интердоме на реке Талка, где были собраны дети зарубежных революционеров. Там были, к примеру, сын Мао Цзе Дуна, дочь Долорес Ибаррури, с которой она дружила.
А оказалась она в интердоме, потому что отец её занимался революционной деятельностью – и где бы вы думали? В Палестине, где она, Ася и родилась. Её родина (сам видел в её паспорте!) – Тель-Авив.
Был в жизни Аси Вольгендлер и Узбекистан.
Репатриировавшись в Израиль из узбекского города Навои, она фактически вернулась на ИСТИННУЮ СВОЮ РОДИНУ!
А нашёл я Асю Исаковну в Израиле благодаря своей публикации о ней в еженедельнике «Секрет». Она позвонила мне уже на следующий день после публикации! И, конечно же, я немедленно поехал к ней в Нетанию.
Какая была встреча!..
…Аси Исаковны Вольгендлер не стало в 2016 году. Ей шёл 87-й год. Из тридцати героев моей узбекской книги «Всем смертям назло» она ушла из жизни – последней.
В Израиле живут дольше.
コメント