top of page

Первый сабра новой ивритской литературы - статья А.Крюкова

Фото автора: Хелен ЛимоноваХелен Лимонова

Александр Крюков, д.ф.н.,

Москва - Тель-Авив

Первый сабра новой ивритской литературы

(К 50-летию со дня смерти писателя Ехуда Бурла)

Великолепный, захватывающий

ивритский писатель…

Мордехай Ави-Шаул,

израильский прозаик

С ним в нашу литературу вошел Восток

со всеми своими особенностями, и не

только как пейзаж, а как образ жизни, как многообразное бесценное богатство.

Й. Лихтенбаум, историк ивритской литературы

Не самый популярный сегодня ивритский прозаик Ехуда Бурла («известный, главным образом, - не без иронии писала литературный обозреватель газеты «Едиот ахронот» И. Амеири, - по названию улицы в Тель-Авиве») представляет особый интерес в группе еврейских писателей первого поколения в еврейском ишуве Палестины. Он – один из немногих уроженцев Палестины среди остальных его коллег этого периода, приехавших туда в начале ХХ века. Этот факт не мог не отразиться на особенностях творчества этого прозаика, которому не нужно было делать огромные усилия, чтобы вживаться в новую среду, продолжая писать о жизни в галуте. С самого начала литературной деятельности Бурла писал о своем, том, что хорошо знал – жизни арабов, евреев-сефардов в Иерусалиме, Палестине и на Ближнем Востоке вообще. «Я действительно не понимаю, почему сегодня его не читают, - удивлялся Гершон Шакед, крупнейший израильский литературовед, однако потом пессимистично резюмировал: – Однако кого тут вообще читают?».

Бурла родился в Старом городе в Иерусалиме в 1886 году в семье сефардских раввинов и ученых, переселившихся в Палестину из турецкого города Измир в XVIII веке (по словам дочери писателя Офры, это произошло еще в XVI веке). Он учился в нескольких ешивах и иерусалимской учительской семинарии «Эзра», где преподавание велось на немецком языке. Чтобы быть принятым в это учебное заведение, юный Бурла за три месяца самостоятельно выучил немецкий язык. Прочитав в юности «Войну и мир» Льва Толстого, будущий писатель воскликнул: «Написать такую книгу - и умереть...». Вообще, говорил писатель уже в конце творческой жизни, «русская литература оказала на меня большое впечатление. Более всех я любил Горького».

Во время Первой мировой войны Бурла служил переводчиком немецкого офицера, прикомандированного в турецкую армию. После войны работал в Дамаске директором еврейской школы, которую содержала для сирийских евреев Всемирная сионистская организация. Некоторое время в 30-х годах ХХ века Бурла возглавлял отдел по арабским делам Гистадрута. Преподавал в Хайфе и Тель-Авиве. После образования Государства Израиль в 1948 году Бурла руководил арабским отделом в министерстве по делам национальных меньшинств. В течение нескольких сроков избирался председателем Ассоциации израильских писателей.

Бурла был первым в современной литературе на иврите, кто дал художественную картину жизни сефардских евреев Ближнего Востока как в арабских и балканских странах, так и в Иерусалиме, Цфате и Хевроне со времен турецкого владычества и до первых десятилетий существования Израиля. Он писал и о жизни арабов в городах и деревнях, в том числе о бедуинах. Обычно описание быта и нравов в его произведениях является фоном для развития увлекательного сюжета.

Впервые начинающий литератор заявил о себе в 1918 году, опубликовав серию публицистических очерков «Среди арабских племен». В 1919 году он пишет свой первый художественный рассказ «Луна» и посылает его пользовавшемуся тогда большим авторитетом в литературных кругах Палестины писателю Йосефу-Хаиму Бреннеру, оставляя за ним решить его литературную судьбу. Прочитав рассказ, Бреннер сказал друзьям: «Сегодня в нашей литературе родился Чехов...».

В 1928 году выходит в свет первый роман Е. Бурлы «Его ненавистная жена», в котором изображена судьба молодого сефардского еврея, живущего в Иерусалиме. Герой романа Дауд, опасаясь финансовой катастрофы в случае развода, не решается расторгнуть брак с нелюбимой женой, на которой женился по настоянию матери. Страдает и молодая женщина - жена главного персонажа, также влюбленная в другого. Язык произведения точно отражает манеру речи евреев-сефардов того времени. Вместе с тем следует отметить, что стиль изложения, который использовал автор, несвободен от некоторого упрощения.

Трагическая семейная жизнь - тема, неоднократно повторяющаяся в произведениях Бурлы. В его романах часто фигурируют молодые евреи-сефарды, одолеваемые внутренней борьбой страстей, скованные многовековой традицией строгой религиозной морали и целомудрия в сочетании с предрассудками и суеверием.

«Метания души»

В 1929 году был опубликован роман Е. Бурлы «Метания души» («Нафтулей адам»), который стал одним из самых известных произведений писателя и был переведен на некоторые иностранные языки. Это повествование о горячей любви, разворачивающееся на фоне захватывающего сюжета. Главный герой - член родовитой еврейской сефардской семьи в Дамаске, он женат и имеет нескольких детей. Однако он не находит счастья в семейной жизни, так как не любит свою жену. Этот персонаж зарабатывает на жизнь тем, что разносит и продает в окрестных арабских деревнях незамысловатые товары повседневного спроса. В его странствиях у героя случаются мимолетные любовные связи с арабскими женщинами, чему не препятствует его религия. И вот он глубоко влюбляется в молодую разведенную арабскую женщину. Она также любит его и даже согласна принять иудаизм и выйти за него замуж после его развода с первой женой. Однако родственники ее бывшего мужа, узнав об этой связи, нападают на главного героя и ослепляют его. От горя и отчаяния молодая женщина теряет рассудок и, в конце концов, топится в реке.

Герой - некогда жизнерадостный и жовиальный мужчина, поражен трагедией возлюбленной. Подобно библейскому персонажу Иову он восстает против, казалось бы, Богом определенного хода событий. В своем бунте, который главный персонаж книги ведет уже в полной темноте, он побеждает несчастия и познает новый смысл в жизни: главное - свобода духа и судьбы, когда только сам человек должен определять линию своей жизни и строить ее по своему разумению.

«Метания души» - это настоящая художественная поэма, - писал израильский литературовед Й. Лихтенбаум, - в которой автор поднимается над особенностями жизни на Востоке до уровня общечеловеческих проблем». В 1968 году роман стал доступен широкому кругу зарубежных читателей после того, как Институт перевода ивритской литературы (Тель-Авив) издал это произведение на английском языке.

Другие произведения Е.Бурлы:

1930 г. – «Необузданная»,

1935 г. – «В святости или любви»,

1939 г. – «Похождения Акавьи»,

1943 г. – «На горизонте». В этой историко-биографической дилогии рассказывается о Ехуде Хай Алкалае - сефардском раввине, который еще в начале ХIХ века призывал евреев к возвращению в Палестину. Произведение состоит из двух повестей – «Желания» и «Борьба», которые характеризуются высоким эпическим мастерством автора. Для большей насыщенности сюжета событиями и персонажами Бурла ввел в него повествование о жизни и делах Хаима Пархи - казначея и советника тогдашнего арабского правителя провинции с центром в г. Акко. В романе повествуется и о делах членов его семьи, служивших высокими сановниками в Дамаске.

1959 г. – «Путешествия Ехуды а-Леви» - еще один исторический роман Бурлы, образующий дилогию с последовавшим за ним «Раби Ехуда а-Леви» (1960). Эти книги посвящены драматической судьбе великого еврейского поэта средневековья, отправившегося в середине XI века из Испании в Палестину.

Среди других произведений Е.Бурлы следует отметить роман «Без звезды», фабула которого проста, однако сюжет как бы окутан романтическим покрывалом сказки или легенды, что придает повествованию определенное очарование. Действие происходит в пустыне, и ее жаркое дыхание ощущается в утомительном ритме медленно шагающих верблюдов и в однообразии окружающего пейзажа. «Без звезды» - это фактически биография кочевника-бедуина, последнего представителя своего племени, который за свою жизнь изведал немало скитаний и страданий. Он вырос в стане врагов, которые некогда уничтожили его племя, поэтому и сам испытал позор рабства еще будучи ребенком. В молодости этот бедуин влюбился в красивую девушку, которая ответила взаимностью на его чувство, однако эта любовь закончилась трагедией: отец девушки, свято чтивший кодекс чести своего племени, убивает свою дочь. Роман «Без звезды» написан от первого лица, герой произведения сам рассказывает о своей трагической жизни, поэтому повествование идет в несколько необычной элегической манере.

Не менее интересна и романтическая повесть «Наама», в которой автор рассказывает об общине йеменских евреев, чей образ жизни отличается простотой и безыскусностью. Вместе с тем и здесь совершаются решительные поступки и зачастую бурлят страсти. Главный персонаж произведения - молодая Наама, которую постигло ужасное несчастье - у нее умерли дети. Однако мужественная женщина не смирилась под ударами судьбы и стремится изменить свою жизнь, вырваться из традиционного для женщины-йеменитки круга, ограниченного домом и беспрекословным подчинением мужу. Нааму любят двое мужчин - удачливый и богатый еврей-ашкенази Микаэль и бесхитростный бедняк-йеменит Йоханан. Наама выбирает своего соплеменника...

В произведениях Бурлы выражены также мессианские чаяния сефардских евреев и их стремления к обновлению своей жизни в Палестине. Иерусалим, переулки и дворы старого города, его жители со своими характерами и привычками, особым укладом жизни присутствуют в большинстве произведений Бурлы и придают им особый интерес.

Вместе с тем, несмотря на восточный колорит, в целом творчество писателя по своим эстетическим концепциям принадлежит литературе Запада. По стилю и жанру Бурла относится к реалистической школе, однако его романам и повестям свойственен флер некоего романтизма, изображение жизни и быта сефардского еврейства идет с использованием фольклора, что придает его произведениям самобытность.

Важны роль и место сефардской еврейской женщины в произведениях писателя. С одной стороны, она связана множеством традиций и суеверий, как женщина, находится в приниженном положении и принимает распоряжения отца, мужа, старшего брата. Вместе с тем, некоторые женские персонажи в произведениях Бурлы выступают против своей традиционной участи, страдают физически и эмоционально, но проявляют мужество, самоотверженность и волю.

Писатель также являлся автором ряда литературно-критических очеркой по ивритской и арабской литературе. В 1962 году в Израиле вышло 8-томное собрание всех его сочинений. Е. Бурла – лауреат нескольких литературных премий, в том числе премии им. Бялика и Государственной премии Израиля (1961). Неоднократно избирался председателем Ассоциации израильских писателей.

Писатель умер в 1969 г. в Тель-Авиве, его именем названа одна из улиц этого города.

21 просмотр0 комментариев

Недавние посты

Смотреть все

Comments


bottom of page